Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

константин константинович

Гуманитарный словарь

КОНСТАНТИ́Н КОНСТАНТИ́НОВИЧ (1858-1915) - вел. кн., 2-й сын вел. кн. Константина Николаевича. Ген.-адъютант, ген. от инфантерии. Воен. службу начал на флоте. Участник рус.-тур. войны 1877-78, награжден орд. св. Георгия. В 1878 зачислен в лейб-гвардии Измайловский полк в качестве ком. роты Его Величества. Затем в чине ген.-майора - командир лейб-гвардии Преображенского полка (1891-1900). Гл. нач. (1900-02), затем ген.-инспектор военно-учебных заведений. Разрабатывал новые программы и методы обучения будущего рус. офицерства. Организовал для офицеров-измайловцев литературно-музыкально-театральное объединение "Измайловские досуги", занимавшееся просвещением высшего офицерства. Там читались стихи, исполнялись муз. произведения, разыгрывались спектакли, делались доклады по истории иск-ва.

С 1889 К. К. - почетный през. Петерб. АН. Провел успешную реорг-цию лабораторий, музеев и б-ки Академии, организовал и снарядил ряд геогр., геол. и этногр. эксп. Ему удалось сосредоточить в стенах Академии целую плеяду блестящих рус. ученых, таких, как И. П. Павлов, В. И. Вернадский, А. Н. Крылов, В. А. Стеклов, А. Н. Пыпин, А. А. Шахматов и др. В период правления Академией вел. кн. К. К. она стала заниматься благотворит. деят-ностью, оказывая помощь нуждающимся ученым, литераторам и их семьям.

Известен как поэт, писавший под псевдонимом "К. Р.". Среди прижизненных изданий - "Стихотворения", тт. 1-3, СПб., 1913. Первые стихи опубл. в 1882 в ж. "Вестник Европы". Долгое время имя автора оставалось загадкой для широкой публики. Поэзия К. Р. испытала влияние творчества А. А. Фета, А. Н. Майкова и А. Н. Апухтина. Большинство произв. написано в жанре пейзажной или любовной лирики. Для творчества К. Р. характерно глубокое лирич. содержание стихотворений в сочетании с простотой и изяществом формы. Именно этим можно объяснить столь частое использование его стихов композиторами для создания романсов. Наиб. известны романсы на музыку П. И. Чайковского "Растворил я окно...", "Уж гасли в комнатах огни..."

Для спектаклей "Измайловских досугов" спец. распоряжением были предоставлены сцены придворных т-ров - Эрмитажного в СПб. и Китайского в Царском Селе. В нач. 1900-х гг. на обеих сценах неск. раз прошел "Гамлет" В. Шекспира в пер. К. К., игравшего главную роль (реж. В. Н. Давыдов). В 1909 ставилась "Мессинская невеста" Ф. Шиллера, также в пер. и с участием вел. кн. (реж. Н. Н. Арбатов), в 1911 в Китайском т-ре сыграли "Принцессу Грезу" Э. Ростана (пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник, реж. Ю. Э. Озаровский), К. К. играл Жоффруа Рюделя, участвовали также его сыновья. В 1914 в Эрмитажном т-ре прошло представление драмы К. К. "Царь Иудейский", сюжет к-рой был подсказан П. И. Чайковским (реж. Н. Н. Арбатов, композитор А. К. Глазунов, балетмейстер танцев М. М. Фокин); в спектакле пел хор сына К. К. Иоанна, сам К. К. играл Иосифа Аримафейского, играли и его сыновья. Актером К. К. был плохим, хотя играл с большим воодушевлением: "на сцене был вял, водянист, с плохим произношением" (кн. С. М. Волконский). "Он прекрасный гран дюк, - писал К. С. Станиславский своей ученице, - но какое же он имеет отношение к нашему искусству?" Самую же уничтожающую характеристику деятельности К. К. в иск-ве дал А. С. Суворин: "Гаер в великокняжеском сане, плохой поэт, плохой актер"; он считал, что К. К. лишь "манит шум рукоплесканий жарких". В др. оценках больше снисхождения и уверенности в бескорыстной любви К. К. к т-ру.

Полезные сервисы